Петр Чайковский

Чайковский Пётр Ильич — талантливый русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог, музыкальный журналист.

Детство

Чайковский рос в многодетной, интеллигентной семье. Его отец, Илья Петрович Чайковский, был выдающимся инженером, а мать, Александра Андреевна Ассиер, была простой домохозяйкой и занималась своими детьми. У Петра были старший брат Николай, сестра Александра, младшие братья Ипполит, Анатолий и Модест. Семья не была богатой, но в детях с детства воспитали любовь к музыке: мать каждый вечер играла на фортепиано и пела. В 1849 году семья уезжает из Воткинска в Алапаевск, а в следующем году — в Санкт-Петербург.

Образование

В 1852 году Чайковский поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. Там и начались серьёзные занятия музыкой, которую в этом учебном заведении преподавали факультативно. Он занимался у таких мастеров своего дела, как Луиджи Пиччоли и Рудольф Кюндингер.

Творчество

После окончания училища Чайковский стал титулярным советником и работал в Министерстве юстиции. Однако музыкальная муза не давала-таки ему спать спокойно, и в 1861 году Пётр Ильич поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в следующем году были преобразованы в Петербургскую консерваторию. Курс консерватории талантливый студент закончил с большой серебряной медалью.

После этого он уехал в Москву, где ему предложили работать в консерватории. Здесь он впервые попробовал себя как литературный критик, завёл знакомство с композиторами «Могучей кучки» и создал своё первое программное произведение ― увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

70-е годы ― взлёт творчества и выход в свет невероятно красивых шедевров, покоривших весь мир: музыка к драме Островского «Снегурочка», Вторая и Третья симфонии, балет «Лебединое озеро» и другие. Работал в это время музыкальным критиком в «Русских ведомостях».

В конце 70-х Чайковский уехал за границу, откуда поддерживал тёплые связи через переписку с баронессой Надеждой фон Мекк, которая была в него беззаветно влюблена.

По возвращении в Россию Чайковский вновь активно занялся музыкально-общественной деятельностью. Он был директором Московского отделения РМО, выступал в качестве дирижёра не только в России, но и за рубежом.

В 1891 году Чайковский сенсационно выступил с концертами в Нью-Йорке, Балтиморе, Филадельфии.

Личная жизнь

В Москве, в конце 60-х, Пётр Ильич знакомится с интересной французской певицей Дезире Арто, которой посвятил многие свои музыкальные произведения. Они даже планировали пожениться, но Дезире неожиданно вышла замуж за другого.

В своё время ходило очень много слухов по поводу нетрадиционной ориентации великого композитора. Женой его была Антонина Милюкова, но брак был во многом только на бумаге: супруги уже через несколько недель после свадьбы разъехались и жили отдельно, хотя официально так и не развелись.

Рядом с его именем часто упоминаются Сергей Киреев, Иосиф Котек, Владимир Шиловский — его товарищи по училищу, лейб-гусар Пётр Мещёрский, поэт Алексей Апухтин, виолончелист Анатолий Брандуков, племянник Чайковского Владимир Давыдов, итальянский уличный певец Витторио Силоти.

По одной из версий у Чайковского был пылкий роман с молодым человеком, который был племянником графа Стенбок-Фермора, политического деятеля и очень близкого друга Александра III. Сторонники этой версии даже утверждают, что Чайковского вынудили покончить жизнь самоубийством именно из-за этой связи, а медицинское заключение после его смерти было сфальсифицировано.

Смерть

Скончался Чайковский в Петербурге от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Основные достижения Чайковского

  • Пётр Ильич по праву считается одним из самых великих композиторов во всемирной истории музыки. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты, другие талантливые произведения для фортепиано, симфонии, сюиты, программная симфоническая музыка, балеты — всё это занимает важное место в мировой музыкальной культуре.
  • Чайковскому принадлежит создание целого музыкального языка, органически связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи.
  • Его произведения поистине новаторские в мире музыки: он создал новый тип оперы с лирическими сценами, а в балете сделал музыку ведущим компонентом.


Важные даты биографии Чайковского

  • 1840 год — рождение
  • 1849 год — переезд в Алапаевск
  • 1850 год — переезд в Петербург
  • 1852–1959 года — учёба в Санкт-Петербургском училище правоведения
  • 1959 год — чин титулярного советника, работа в Министерстве юстиции
  • 1861 год — поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества
  • 1862 год — преобразование Музыкальных классов в Петербургскую консерваторию
  • 1865 год — закончил консерваторию, работал в Московской консерватории
  • 1868 год — первые критические статьи, знакомство с Дезире Арто
  • 1869 год — увертюра «Ромео и Джульетта»
  • 1872–1876 года — работа музыкальным критиком в «Русских ведомостях»
  • 1876 год — «Славянский марш»
  • 1877 год — свадьба с Антониной Милюковой, балет «Лебединое озеро»
  • 1878 год — уехал жить за границу, опера «Евгений Онегин»
  • 1880 год — торжественная увертюра «1812 год»
  • 1883 год — опера «Мазепа»
  • 1885 год — пост директора Московского отделения РМО, симфония «Манфред», опера «Черевички»
  • 1887 год — опера «Чародейка»
  • 1889 год — балет «Спящая красавица»
  • 1890 год — опера «Пиковая дама»
  • 1891 год — концертные выступления в США, опера «Иоланта»
  • 1892 год — балет «Щелкунчик»
  • 1893 год — смерть


Интересные факты из жизни Чайковского

  • Младшие братья Петра Ильича, Анатолий и Модест, были братьями-близнецами.
  • Когда Пётр Ильич покинул выгодное, такое тёплое место в Министерстве юстиции, все его родственники были несколько ошарашены и досадно удивлены. Благодаря дневникам Чайковского, до нас дошли слова его дяди, который после поступления в консерваторию отругал племянника: «Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
  • Если человек умирал от холеры, весь его дом подвергался соответствующей обработке, на похороны допускались только избранные, но с обязательным соблюдением всех мер предосторожности: хоронили в закрытом гробу. С Чайковским такого не случилось, и это удивляло многих его биографов: дом не был подвергнут необходимой обработке, а людей, пришедших попрощаться с великим композитором, было огромное количество. И тело было открыто для доступа: каждый мог подойти и попрощаться с покойным, поцеловав его в лоб, что многие и делали. Всё это наводит на мысль о том, что причиной смерти Чайковского всё-таки была далеко не холера.